Посетитель, а Вы уже были на форуме?

Глава №4 ОНТОЛОГИЯ

Из книги КНИГА обо ВСЁМ. Автор: Владимир Лобанов (peredel)


  -21-

                             а) ОНТОЛОГИЯ

     С греческого ontos - "он" "то" - сущее, Logos - наука. Наука о сущем - это онтология.(Сущее - это реально существующее)     Термин "онтология" введён в обиход науки в XVII веке немецким философом и логиком Гокленом (1547-1628),но понятие о сущем уже встречается в трудах Аристотеля.

     В некоторых случаях равнозначным термином онтологии является термин МЕТАФИЗИКА. Данный  термин имеет два определения - онтологическое и гносеологическое. О втором нам предстоит говорить ниже, а здесь разберём первое - онтологическое.

     Термин "метафизика" возник в первом веке до нашей эры как обозначение части  философского  наследия  Аристотеля и буквально означает - "то, что следует  после  физики".Сам  Аристотель  этот, по  его  убеждению, важнейший раздел своего философского учения, назвал "первой философией".Аристотель в этом разделе исследует, по его мнению, высшие, недосягаемые для  органов  чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего, эти начала обязательны для всех наук. В этом смысле термин  "метафизика"  употреблялся  в  последующей  философии. В средневековой философии метафизика служила теологии как её философское обоснование (теология  - "наука" о боге). Приблизительно с XVI века наряду с термином "метафизика" применяется в равном значении термин "онтология".У Декарта, Лейбница, Спинозы и других философов XVII века метафизика выступала ещё в тесной связи с естественнонаучным и  гуманитарным знанием.

                        ----------------------

     Рождаются два  человека. Один имеет такие генетические особенности и попадает в такую среду, что уже с ранних лет  не  только  подчиняется своим инстинктам  и  вырабатывает  рефлексы, но  и  пытается всё объяснить.

                                 -22-

Пусть это у него получается сначала плохо, наивно (глядя со стороны взрослого человека),но он пытается. И если такой молодой человек попадает в благоприятную среду (в среду взрослых способных объяснить),то из такого ребёнка развивается достаточно разумный взрослый человек.

     Другой ребёнок  и  сам-то  не  очень  стремится понять окружающую действительность и среда  оказалась  неподходящей  для  стимулирования развития способности  к познанию - не было досуга, например,- свободного времени. Удел такого человека идти на поводу своих инстинктов, рефлексии и по указке сначала взрослых, затем - сильных.

     Людей второго типа - большинство. А из рядов первого типа оказываются способными  и получают возможность перенести плоды своей умственной деятельности на бумагу да так, что их труды доходят до  потомков  - таких людей  в  истории  человечества всего несколько десятков.  Труды последних и есть составляющие истории философии.

     С онтологических  позиций проследим мировую историю философии. Что видели и как представляли себе мир наши  думающие  предки, каковыми  им представлялись проблемы бытия.

                                ИНДИЯ.

     Древнейшие тексты  индийской  культуры  (2500-1700  лет  до нашей эры) не имеют конкретных авторов, но восстановить онтологические элементы  мировоззрения тех людей по данным текстам можно.

     Человек тех времён так строил своё мировоззрение: "Я есть, но  имеются силы  превышающие  мои многократно;  каждая из них исполняет свою функцию (политеизм). То, что могу я, то может и внешняя природа, но в природе есть сверхсущества, способности которых превышают во много раз мои (антропоморфизм).

     Понятие "бог"  не  сразу появляется в людском сознании в том виде, какое это понятие приобрело сейчас -  сверхъестественное  всемогущее существо. Богов  много  и  каждый исполняет свои функции:  ИНДРА – бог грозы и воитель, уничтожающий врагов (враги идут...- призвал на  помощь

                                 -23-

Индру и он обеспечит победу. Если враги победили - значит"Индра разгневался на нас").Агни - бог огня; Сурья - бог солнца; Ушас -богиня утренней зари... и т.д. Достаточно выучить и знать всех богов, вовремя и по делу приносить  им  жертвы  (то  есть  соблюдать принцип: "даю, чтобы ты дал") и жизнь потечёт легко и безоблачно.

     Что касается  происхождения  всего, то  было  первосущество "Пуруша",которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают Земля, Небо, Солнце, Луна, растенья и животный, люди...  Так появились люди и начался круговорот жизни, в котором человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цепи перерождений. Таким образом тот человек, который действует в соответствии с существующими  нормами  может подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.

     Душа, когда покидает тело, сожженное  на  погребальном  костре, под влиянием "закона воздаяния"(карма) принуждена постоянно возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения. Но при определённых  условиях душа может прорвать этот круговорот и уйти к богам.

     В те же времена встречаем несколько иное мировоззрение: вся творческая сила  приписывается  природе. Весь  мир  явлений состоит из трёх элементов - тепла, воды и земли.

     Уже в  VI  веке  до нашей эры появляется человек в Индии по имени Махавира Вардхамана, который сумел  разработать  цельное  мировоззрение под названием "джайнизм".

     Джайнизм провозглашает дуализм. Сущность личности человека  двояка - материальная  и  духовная. Связующим  звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая образует тело  кармы  и  даёт возможность душе  соединиться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к  возникновению  индивида, а  карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

     Джайнизм учит, что человек при помощи своей  духовной  сути  может контролировать материальную суть и управлять ею.

                                 -24-

     Бог -  это  всего  лишь душа, которая когда-то жила в материальном теле и освободилась из пут кармы и цепи перерождений. Бог не рассматривается как бог-творец или бог, который вмешивается в человеческие дела.

     Космос вечен, он не был никогда создан и не может быть уничтожен.

     Сиддхартха Гаутама   (583-483  г.г.до  н.э.)  основатель  буддизма, впоследствии назван Буддой;  Будда - буквально - Пробуждённый. Жизнь Будды окружили множество легенд, ему приписывалось творение чудес, а его фигура постепенно приобрела божественный характер. Например, отпочковавшееся от  буддизма  учение  махаяны  ("большая повозка") рассматривает Будду не как историческую личность, основателя учения, а  как  наивысшее абсолютное существо. Здесь сущность Будды выступает в трёх телах, из них только одно проявление Будды - в образе человека - наполняет всё живое.

     В буддизме  главенствует этическая составляющая, ибо данное учение обращено к самому человеку, к  его  способности  самосовершенствоваться. Однако стимулом к самосовершенствованию является довольно-таки пессимистическая конечная цель - достижение нирваны. Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдёт в состояние нирваны и  исчезнет  "как  пламя лампы в которую не подливается масло".

     В середине первого тысячелетия философ  Аджита  разработал  философскую систему, которая  не  допускает существования какой-либо высшей силы и утверждает, что человек и весь мир состоит только из  материальных элементов. Из этих элементов состоит и душа, которая возникает вместе с телом индивида при рождении, а после смерти погибает и  больше  не существует.

     Мудрец Брихаспати разработал философское учение ЛОКАЯТА. В  основе онтологии локаяты лежит представление о том, что все предметы вселенной состоят из четырёх элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира (эфир почему-то он и в расчёт не взяли). Элементы существуют вечно и являются неизменными. Все свойства предметов зависят от того, сочетанием каких элементов они являются, и от пропорций, в  которых эти элементы сочетаются.

                                 -25-

Сознание, разум и органы чувств также возникают в  результате сочетания элементов (т.е.  на их основе возникает духовное начало);  после смерти живого существа это сочетание распадается, его элементы присоединяются к элементам соответствующей разновидности неживой природы. С элементами происходит  эволюция, то  есть  одни элементы происходят от других причём исходным является земля.

     Во второй половине первого тысячелетия нашей эры в Индии в  идеологической сфере зарождается ИНДУИЗМ. Эта философская система оказывается достаточно универсальной, чтобы впитать в себя всё окружающее  философское "разноцветье".

     Из всей плеяды божеств на первый план постепенно выдвигаются Вишну(хранитель) и Шива(творец, хранитель, разрушитель), Брахма(созидатель).Однако в рамках индуизма продолжают выделяться  несколько  философских систем  со своими особенностями. Объединённые же вместе, по сути дела, они представляют собой индуизм. Философское учение САНКХЬЯ: основа всего есть НЕЧТО, что лишено сознания. Существует первая материальная первопричина мира - материя, природа. Сначала материя существовала в аморфной, нерасчленённой форме, а её превращение в мир существ и предметов (которые воспринимаются  чувствами)  осуществлялось  под  влиянием трёх качественных элементов:  стремление, тьма и ясность. В каждой образовавшейся вещи преобладает один из этих трёх качественных элементов.

     Наряду с материей в данной философии признаётся существование абсолютной души, которая независима от материи. Душа имеется во всех вещах и существах. В них же происходит соединение материального и духовного.

     Вторым столетием нашей эры датируется основное  произведение  ЙОГИ, созданное Патанджали. Основа  этой  философии - в обращении внимания людей на самоё себя как объекта психологического исследования и психологической практики, то есть психологического самосовершенствования. Для йогов существует абсолютное существо (бог) Ишвара, он им помогает в деле самосовершенствования.

                                 -26-

     КАНАДА (I век)- основатель школы вайшешика.

     Основные тезисы этой школы исходят из того, что существуют  постоянные изменения, вечный  циклический  процесс  возникновения и упадка. В этом процессе имеется один устойчивый элемент АТОМ. Атомы вечны, неуничтожимы, никем не созданы.Из временного соединения атомов возникают одушевлённые и неодушевлённые предметы, доступные нашим чувствам. При  всех качественных и количественных различиях все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо они состоят из субстанций, которых  всего  девять. Вот некоторые из них: вода, огонь, земля, эфир - материальные, душа - нематериальная субстанция, она вечна и  бесконечна. С  ВАЙШЕШИКОЙ  тесно связана школа НЬЯЯ. Данная философская система родственна предыдущей, но  в ньяя большое внимание уделено гносеологии-логике о которой мы будем говорить ниже.

     Где-то между II веком до нашей эры и II веком нашей  эры  написан трактат давший  новое  ответвление  индуизму - МИМАНСА. Автор - Джаймини. Высший авторитет в этой философии - древние индийские  ВЕДЫ(тексты) философско-религиозного содержания. Для  мимансы  веды - это сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно  и  является абсолютной.

     ВЕДАНТА - философское учение индуизма отрицающее древние  индийские тексты  (веды). Веданта  отрицает  положение о том, что мир является продуктом взаимодействия  материальных  сил  с   единственной   реальностью, из которой всё выводится; признаёт универсальный принцип мира - безличное сущее (брахму),понимая её как абсолютную  духовную  сущность мира. Мир явлений, которые мы воспринимаем чувствами, вызван воздействием иллюзий. Мир явлений только кажимость, причина которой кроется в  незнании. Незнание приводит  к тому, что человеку мир представляется как настоящий (в пространстве и во времени),а брахма (абсолютная неопределяемая сущность  мира)  -  как персонифицированное наивысшее существо (то есть бог). Душа человека попадает в круговорот перерождений:  смерть - душа переселяется в другое тело, смерть - вновь переселение и… так далее.

                                  -27-

Такой круговорот - плохо. Выход из него заключается в знании, ведении, то есть в умении рассматривать всё с точки зрения высшей истины. На её основе достигается  познание того факта, что мир во всей его изменчивости - сплошной обман и что неизменной является индивидуальная душа.

     Подводя итог  освещения онтологии ИНДУИЗМА, нужно отметить, что ИНДУИЗМ отличается многогранностью конкретных проявлений и разнообразием связей с  различными сторонами человеческой жизни и деятельности. В ИНДУИЗМЕ чрезвычайно сильны требования  общественно-бытовых  традиций. Он устанавливает абсолютные   запреты, предписываемые   сферам  общественной, семейной и личной жизни и различным многочисленным  группам, кастам и подкастам на которые ИНДУИЗМ разбивает население и перегородки между которыми считаются незыблемыми. Исповедующим ИНДУИЗМ свойственно представление о  том, что  вечная  индивидуальная душа стремится к слиянию с мировой душой. Но слиянию мешает поток непрерывно  меняющихся  конечных проявлений материального  природного бытия. На пути к конечному "спасению" индивидуальная душа переживает непрерывные  перевоплощения, каждая форма которого  определяется судьбой, создаваемой поступками самого человека.

     Авторитетом у  людей с данным мировоззрением пользуются так называемые "профессиональные святые" иногда провозглашающие  свои  системы "спасения".

Отзывы к главе №4

Отзывов пока нет. Вы могли бы быть первым, кто выскажет своё мнение об этой книге!

Добавить отзыв

Ваш адрес электронной почты (не публикуется)
Текст отзыва
После отправки отзыва на указанный адрес электронной почты придёт письмо с ссылкой, перейдя по которой, Вы опубликуете Ваш отзыв на это произведение.

Заплатить автору

Использовать robokassa.ru для перевода денежных средств. Здесь вы найдёте множество способов оплаты, в том числе и через мобильный телефон.

Сумма руб.


Переводы Яндекс.Денег


Вы также можете помочь автору, рассказав своим друзьям и знакомым о его книге!

Также Вы можете помочь нашему свободному издательству, рассказав о нас писателям, и Вы можете помочь знакомым писателям, рассказав им о нас!

Заренее спасибо!

 

 

Сохранить произведение на диск

Скачать эту главу в виде текстового файла Cкачать эту главу в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде текстового файла на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде файла fb2 на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде fb2 файла (формат подходит для большинства "читалок" электронных книг) *

Лицензия Creative Commons Произведение «КНИГА обо ВСЁМ» созданное автором по имени Владимир Лобанов, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Основано на произведении с http://tiksim.ru/peredel/book1437542857 .

Текст публикуется в том виде, в котором его предоставил автор. Точка зрения Издательства может не совпадать с точкой зрения автора!

Свидетельство о публикации №2763

© Copyrignt: Владимир Лобанов (peredel), 2020

Поделиться ссылкой на это произведение

Если у Вас есть блог или сайт, Вы можете разместить на нём этот баннер, чтобы привлечь больше читателей, которые как и Вы могут заплатить за публикацию книги. И книга будет опубликована быстрее!

Идёт сбор средств на публикацию книги 'КНИГА обо ВСЁМ' от автора Владимир Лобанов в общий доступ. Вы можете помочь, переведя автору деньги!

HTML код для сайта или блога

BB код для вставки в форум

* - Вы можете скачать книгу бесплатно, за исключением тех глав, которые находятся на стадии сбора средств. Они будут убраны из текста книги.

Яндекс.Метрика