Посетитель, а Вы уже были на форуме?

Глава №3 НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Из книги КНИГА обо ВСЁМ. Автор: Владимир Лобанов (peredel)


РАЗДЕЛ  I

                          НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

     Философия как  концепция поступка тождественна понятию "мировоззрение",но есть и научная философия. Научная  философия  -  это  философия, которую разрабатывают особые люди - профессиональные  философы. История философии  человечества  знает  таких  философов  не

-12-

больше сотни. Каждый из этих людей нёс свой образ  мысли, своё  мировоззрение;  но так как  прежде чем предлагать своё он изучал предшественников, то постепенно складывались общие для всех поколений философов подходы к изучению действительности. Вырабатывалась  общая терминология, отождествлялись и передавались будущим поколениям определения понятий.

     Однако, никто  из  этих  философов не квалифицировал философию как концепцию поступка. Были намёки в данном направлении, но чёткой  констатации, конкретизации значения  и задач философии в истории философии мы не находим. Альберт  Швейцер, например, только  посетовал, что  "философия превратилась в  науку  об истории философии". Видимо поэтому в народных массах слово "философия" ассоциируется с пустым разглагольствованием, с трёпом на квази серьёзные темы.

     Попытку увязать  философию  с  концепцией  поступка, с   действием предпринял Карл Маркс. Пусть она не увенчалась успехом, но она была...

     Если научная философия и философия как концепция  поступка  стремятся соединиться, то  софистика  и схоластика являются порочными философскими направлениями, мнимыми "философиями".

     Софисты(от греческого   sophistes-искусник, мудрец)   появились  в Древней Греции. Они выступали в роли профессиональных учителей мудрости и "красноречия".(V век до нашей эры) Софисты не составляли единой школы. Главное в их взглядах - отказ от  религии, рационалистическое    объяснение явлений природы, этический и социальный релятивизм*

-----------------------

     *РЕЛЯТИВИЗМ -(в  этике)  течение против признания объективных моральных норм. Оправдывает беспринципность и аморализм в личном  поведении и в политике. Выступает против абсолютных норм морали.

------------------------

     Социальный релятивизм в политической сфере, общественной  деятельности поддерживает безграничный абсолютизм, то есть власть безграничную.

-13-

     Софисты пытались убедить своих слушателей, что никакой объективной истины нет, что по любому вопросу поставленному в одно и то же время  и по отношению к одному и тому же  (предмету, явлению и т.д.),можно сказать и "да",и "нет".

     Основная группа софистов ("старшие" софисты) выступала на стороне рабовладельческой демократии. Для  них характерно в общем материалистическое понимание   природы. Представители   этой   группы(Протагор, Гиппий, Продик, Антифонт) были первыми античными просветителями - энциклопедистами. В центре их внимания стояли вопросы познания. Некоторые софисты приходили к  скептическим  выводам  относительно  бытия  и  его познания(Горгий). Софисты, принадлежавшие к  аристократическому   лагерю(Критий, Гипподам),тяготели к  философскому  идеализму. Софисты  прибегали в споре к приёмам, получившим в последствии  название  софистики. Особенно ярко эта  тенденция  проявлялась  у  поздних софистов (IV век до нашей эры), превратившихся, по словам Аристотеля, в учителей "мнимой мудрости".

     Приёмы дискуссии  и доказательства софистов в последствии усвоили многие мнимые философы.

     Итак, делаем вывод  - софистика сейчас это сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных  доводов, так  называемых, "софизмов",то есть всякого рода уловок, замаскированных внешней, формальной правильностью. Характерными приёмами софистики являются:  вырывание событий из  их  связи  с другими, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, одной исторической эпохи - к событиям другой эпохи, подмена тезисов, уход от разбираемой темы в другую область.

     Вот некоторые примеры софизмов:

            (1)    Ты не имеешь то, чего не терял,

                   Ты не терял рогов,

                   Значит ты их имеешь.

     Но данный пример примитивен, а вот ниже приводимый пример  софизма достаточно тонок по содержанию и тем наглядней демонстрирует насколько опасны софисты для неискушённых людей.

-14-

           (2) С.Петербург, осень 1991 года. Сцена около продавца фруктов. Очереди нет. Женщина, подойдя к лотку, вдруг ,с нескрываемым раздражением, кричит во всё горло, обращаясь к  удаляющемуся  мужчине:"Ну  куда пошёл, ведь  у  тебя  деньги!" А затем, обращаясь к софисту, стоящему рядом, объясняет:"Вот попёрся куда-то, а  деньги-то  у  него".Софист, чтобы отомстить  ей  (чего орёт так сильно),выпускает софизм:"Так он не знает, что у него деньги"."Ну, как же-  не  знает!"-  искренне  возмущается женщина  "наивности"  софиста. Она ещё не чувствует скрытой иронии."Конечно не знает,  -продолжает софист, - ведь если  бы  знал  -  не  пошёл бы...".Продавец  засмеялась, поняла скрытую иронию софиста, что в данной ситуации муж женщины скорее поступил бы наоборот - назло своей  склочной, крикливой  жене. Он  сознательно  не пошёл бы к ней, зная определённо, что деньги у него и они нужны жене. Пример софизма с применением закономерностей (здесь этических) одной группы явлений к явлениям другой группы.

     Здесь софист достиг цели в своём желании отомстить. Смех  продавца фруктов не  мог  не  ударить  по самолюбию крикливой женщины. Из примера, кстати, видно - сознательное применение софизма несофистом может играть позитивную роль.

    Подмена тезиса, то есть уход от обсуждаемой  темы, соскакивание  на другую тему относится к разделу методологических* софизмов.

-------------------------------

     *МЕТОДОЛОГИЯ - наука о методах познания.

-------------------------------

     Приведём пример методологического софизма: если критерий истины - опыт, и нельзя доказать на опыте существования бога, то тогда нельзя, находясь на Северном полюсе, доказать существования крокодила. Отсюда  вывод: положение, что "критерий истины -опыт" ложно.

     Этот софизм нейтрализуется просто: если бы можно было перемещением с Северного  полюса  на Экватор доказать ,что бог существует - вопрос о боге давно был бы снят.А так как вопрос о боге до сих пор  актуален, то и данное опровержение доказательства истинности методологического догмата "критерий истины - опыт" есть софизм. Здесь произошла подмена темы о боге темой о крокодиле.                    

-15-

     В связи с обсуждением понятия "софистика" нельзя не сказать о понятии "паралогизм".

     ПАРАЛОГИЗМ (греческое  paralogismos  -  неправильное  суждение) - непреднамеренное нарушение законов и правил логики, лишающее  рассуждение доказательной силы и обычно приводящее к ложным заключениям.

     Так что, при общении с человеком, поймав его  на  логической  ошибке, не следует  делать  выводы и совершать действия по отношению к нему до тех пор, пока не будет определённо выяснено:  паралогист он или  софист.

     Вот совершенно свежий пример попытки утвердить, опытом истории доказанное, ложное положение  о  прогрессивности абсолютной власти одного человека; а софизм это или паралогизм - попробуем определить сами.

     Из газеты "НЕДЕЛЯ" №5 за 1994 год стр.4.      Монолог таксиста: "Царь, он дешевле".

     "До редакции, говоришь, тебя?  Там и работаешь? Человек, значит, грамотный... Вот и объясни мне, простому мужику, почему столько народу  над нами стоят, а понять не могут:  одна у страны нашей надежда - царь. И не потому, что он от Бога. Президента выбирали - разве же не Бог решал, кого на это место поставить? Просто царь дешевле обходится: его один раз на престол посадили, дворцов настроили, бабе его в уши, на  руки  и  на  шею драгоценностей понавешали, посуду  золотую -серебряную  завели - недешево, конечно, зато раз и навсегда. Царь помер - а на его  место  -  сынок: батькину бриллиантовую булавку в галстук вколол, материны драгоценности на жену перевесил, и дальше - царствовать. Крыша над головой  есть, мебелишка ручной  работы  чёрного  дерева  - чего менять. Поместья по ценам многолетней давности оплачены.А прокормить их стерлядью, да трюфелями чего ж  не  прокормить:  российская  земля  не  бедная, одного  царя-то

 -16-

как-нибудь на содержание взяли бы.     Нынче что получается?  Каждый кто к власти  приходит, знает  -  не навсегда. При жизни  не  снимут - после смерти разоблачат, семью по миру пустят, если заранее не побеспокоиться, на детей-жён, дворцов в  пределах кольцевой дороги  не  понаставить, в долларах за бугром счетов не накопить. Не осуждаю я их - каждому человеку о потомстве своём  печься  надо. Да только  за  последние  десять  лет сколько их, таких старателей, у российского корыта сменилось?

     Опять же советники царские. Старая пословица, да верная:"Не бери на работу бедного - бедный будет воровать". А мы бедного  сажаем  распоряжаться русским  лесом  да  нефтью, пушниной да золотом - чего ж от него ждать прикажете? Если же раз в три четыре года возле этих богатств нового бедного  сажать, надолго  ли  России хватит?  У нас вместо бояр, да князей - депутаты. Чтобы предыдущие на последней сессии себя бессменной властью не  облачили, всем пообещали квартиры в Москве, денежное вознаграждение и доходные места. Понятное дело, теперь они все в Белом  доме, в Кремле. В Дворце  печати, мэрии  не  уместятся - небоскрёб надо им строить, чтобы комиссии с подкомиссиями, министерства  с управлениями, фонды с ассоциациями рассадить...А дальше что? Через четыре года? Снова-здорово - готовь квартиры, машины, дачи, портфели, чтобы старые без боя на свои места новых пустили?  Снова я, народ простой, кошелёк раскрывай, пояс затягивай?

     За границей, если  избранник  налоговую  декларацию  не  так оформил, бабе своей изменил - без портфеля запросто можно остаться, а  главное - без пособия... У нас же, если статистику взять, на каждого избранника в среднем, небось, приходится больше уголовных дел, чем на  обычного гражданина... И  ничего.

     На выборы ваши я не ходил и не пойду, пока монархисты силы не  наберут. Президенты с  депутатами, может, и демократичнее, а при монархе наверняка сытнее было бы.               Записала Е.Курасова."

                                 -17-

     Будем считать, что безымянный таксист не является лидером монархической партии. И  он не получит прямую выгоду от того, что изложенную им точку зрения примут массы и поставят его над собой царём.

     Итак, таксист не  демагог, но искренне считает, что нас спасёт и выведет из кризиса царь-батюшка. Однако, доказывая свою правоту, он  допускает очень много ошибок.

     Ошибка №1.Гносеологическая. По мнению таксиста: и царя, и президента ставит  на место "Бог".Таксист принимает за истину без достаточного основания гипотезу, что бог есть. В его гносеологии критерий истины  его чувство (он чувствует, что бог есть),а не опыт, не практика. Он предлагает нам принять за истину озвученное им его собственное чувство. У  таксиста отсутствует гносеологическая культура и он, как очень многие пока ещё люди, волевым порядком принимает гипотезу за истину. Очевидно, что  в данном случае  он не софист, а паралогист. Чтобы устранить этот недостаток ему нужно познакомиться с теорией познания.

     Ошибка №#2."Просто царь дешевле обходится:... зато раз и навсегда."

     Таксист плохо знает историю, ибо общеизвестно, что все  цари  русские, как только вступали на престол, так начинали заботиться о постройке новых дворцов для себя не смотря на то, что уже имелись дворцы перешедшие к ним по наследству. Более того, при смене царя менялась и его камарилья, а значит приближённые нового царя начинали хлопотать о постройке дворцов для  себя, ибо  принцип  частной  собственности  не позволял им присваивать недвижимость принадлежащую  фаворитам  бывшего  царя. Будем считать, что и это паралогизм. Заметим, что при безраздельной власти КПСС принципа частной собственности не было. Выходит, что  в  данном  вопросе для таксиста абсолютная власть партийной бюрократии - идеал.

     Ошибка №3."Ныне что получается? Каждый, кто к власти приходит, знает - не навсегда."

-18-

     Таксист утверждает, что  положение, когда  властитель  сменяем  хуже, чем положение, когда он наделяется  властью  пожизненно. Исторический опыт показывает обратное. В США демократия (пусть буржуазная) существует стабильно уже несколько веков. В Англии -  конституционная  монархия (власть монарха  ограничена).Она исполняет представительские(бутафорские) функции. В Испании  конституционная  монархия  сыграла  позитивную роль в первой половине ХХ века, когда король сумел не допустить военного путча; но он мог и возглавить его. Всё зависело от личных качеств короля, а сам  институт  монархии  играл  в  данном случае второстепенную роль. И здесь, можно  сказать, ошибка - паралогизм.

     Ошибка №4.""Не  бери на работу бедного - бедный будет воровать". А мы бедного сажаем распоряжаться русским лесом  да  нефтью, пушниной  да золотом..."

     Получается, что царь  должен  назначить  распоряжаться  богатством страны богатого  человека. То есть или нужно таким образом поощрить того, кто уже много наворовал, или назначить бедного - дать ему обогатиться (наворовать) и не сменять. Но это же принцип абсолютной власти(абсолютизма). У нас такая власть была - КПСС во главе с генеральным  секретарём. По всем статьям эта власть проиграла борьбу с буржуазными Западом и Америкой.

     Таксист предлагает оставить принцип правления КПСС, изменив только идеологию, то есть теоретическое обоснование именно  такой  власти. Очевидно, что этот человек не воспринимает уроки истории, у него отсутствует историческая культура, другими словами, уроки истории его  ничему  не научили.

     Будем считать, что и в этом вопросе он не хитрит, а  искренне  заблуждается.

     Ошибка №5.  "За границей если избранник налоговую  декларацию  не так оформил, бабе  своей  изменил - без портфеля запросто может остаться, а главное - без пособия..."

     Здесь допущено  нарушение закона логики (о которой мы будем говорить ниже) и происходит подмена понятий: то что выше таксист

  -19-

восхвалял и преподносил  нам как панацею (несменяемость власти), в этой цитате он косвенно ругает, то есть он говорит, что хорошо, когда зарвавшийся правитель быстро лишается своего портфеля, а вместе с ним и привилегий. Налицо отсутствие  культуры  мышления; здесь  мы наблюдаем бессознательные ошибки - паралогизмы.

     Ошибки №6 и №7. "На выборы ваши я не ходил и не пойду, пока монархисты силу не наберут".

     Человек, который не  ходит  на  выборы, отдаёт своё право влиять на свою судьбу другим (уже  властвующим в настоящий момент),то есть тем  самым  он  демонстрирует  политическое бескультурье. Вторая ошибка  в  вышеприведённой фразе чисто логическая: когда "монархисты силу наберут" на выборы ходить  будет  не  нужно, ибо при монархистах выборы просто отменяются.

     Делаем вывод:  этот человек бескультурен во многих отношениях. Искажённое мировоззрение  толкает его на совершение множества ошибок, которые в философии называются паралогизмами.

                             Схоластика.

     Термин произошёл от греческого слова sholastikos -  школьный  или учёный от слова - занимаюсь чем - либо, учу, беседую.

     Представители средневековой "школьной философии" стремились рационально  обосновать и систематизировать христианское вероучение и были схоластами. Другими словами, в задачу схоластов входило ввести в детские головы церковные догматы, в данном случае, догматы христианства. Для этого они использовали идеи античной философии Платона и, особенно, Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

     Исторически схоластика разделяется  на  несколько  периодов:  для ранней схоластики (XI-XII в.в.) характерно влияние неоплатонизма (Эриугена, Ансельм Кентерберийский).В пору "классической"(зрелой) схоластики(XII-XIII в.в.)  господствовал  "христианский аристотелизм" (Альберт Великий, Фома Аквинский).Представители поздней схоластики (XIII-XIV в.в.)

                                  -20-

выступали против   томизма  (Дунс  Скот),противопоставляя  ему  теорию двойственной истины. Под ударами философии Возрождения схоластика утратила доминирующие  позиции  в  идеологии. Происходившие позднее (XV-XVI в.в.) споры между католическими (так называемые  неосхоластики, испанский иезуит  Ф. Суарес) и протестантскими (Ф.Меланхтон) богословами в конечном счёте отражали борьбу католической церкви  против  Реформации. С этой идейной  борьбой некоторые западные авторы связывают расцвет схоластической философии. В последующие века схоластика теряет своё  былое влияние, испытывая разрушительное воздействие со стороны передовых учений философии нового времени (Декарт, Гоббс, Локк, Кант, Гегель и др.).

     В XVII-XVIII  веках  схоластика  стала  окончательно терять своих приверженцев и олицетворять бессодержательное, оторванное от  фактов  и опыта, основанное на цитатах умствование.

     С XIX века начинается оживление  схоластики ,которая  в  настоящее время объединяет различные школы католической философии.

     Очевидно, что суть схоластики заключается в следующем: философия - служанка богословия. А точнее - философы - слуги верующих людей;  а ещё точнее: философы -  слуги  суеверных. Другими  словами: выдвигались  какие-то изначальные  непререкаемые  догматы и задачей философии оставалось всячески эти догматы обосновывать, укреплять, возвышать. Таким образом истинная научная философия умирала и рождалась схоластика.

     С октября 1917 года в России и её окрестностях началось  перерождение одной  схоластики (православно - христианской) в другую. К 1937 году этот процесс закончился - научной философии в СССР так и не появилось.

     Термин "марксистская схоластика" достоин отдельного обсуждения. Но сказать нужно: марксистские схоласты жили  в XIX веке и живут по ныне.

                       ------------------------

     Научная философия состоит из онтологии, гносеологии, этики, эстетики и, если их умело объединяет политэкономия, то -  получаем  синтетическую философию (концепцию  поступка массы, социализм).  Таковую смог выработать Карл Маркс. Она оказалась ложной, но без идеологии =  мировоззрения человек жить  не  может. Хотим мы этого или не хотим, но, чтобы выжить, мы вынуждены будем выработать цельное мировоззрение.

Отзывы к главе №3

Отзывов пока нет. Вы могли бы быть первым, кто выскажет своё мнение об этой книге!

Добавить отзыв

Ваш адрес электронной почты (не публикуется)
Текст отзыва
После отправки отзыва на указанный адрес электронной почты придёт письмо с ссылкой, перейдя по которой, Вы опубликуете Ваш отзыв на это произведение.

Заплатить автору

Использовать robokassa.ru для перевода денежных средств. Здесь вы найдёте множество способов оплаты, в том числе и через мобильный телефон.

Сумма руб.


Переводы Яндекс.Денег


Вы также можете помочь автору, рассказав своим друзьям и знакомым о его книге!

Также Вы можете помочь нашему свободному издательству, рассказав о нас писателям, и Вы можете помочь знакомым писателям, рассказав им о нас!

Заренее спасибо!

 

 

Сохранить произведение на диск

Скачать эту главу в виде текстового файла Cкачать эту главу в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде текстового файла на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде файла fb2 на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде fb2 файла (формат подходит для большинства "читалок" электронных книг) *

Лицензия Creative Commons Произведение «КНИГА обо ВСЁМ» созданное автором по имени Владимир Лобанов, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Основано на произведении с http://tiksim.ru/peredel/book1437542857 .

Текст публикуется в том виде, в котором его предоставил автор. Точка зрения Издательства может не совпадать с точкой зрения автора!

Свидетельство о публикации №2763

© Copyrignt: Владимир Лобанов (peredel), 2020

Поделиться ссылкой на это произведение

Если у Вас есть блог или сайт, Вы можете разместить на нём этот баннер, чтобы привлечь больше читателей, которые как и Вы могут заплатить за публикацию книги. И книга будет опубликована быстрее!

Идёт сбор средств на публикацию книги 'КНИГА обо ВСЁМ' от автора Владимир Лобанов в общий доступ. Вы можете помочь, переведя автору деньги!

HTML код для сайта или блога

BB код для вставки в форум

* - Вы можете скачать книгу бесплатно, за исключением тех глав, которые находятся на стадии сбора средств. Они будут убраны из текста книги.

Яндекс.Метрика