Посетитель, а Вы уже были на форуме?

Глава №34

Из книги ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.). Автор: Евгений Белых (belyhen)


ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПООСКОЛЬЕ Продолжение 1

Не лишены интереса следующие диаграммного характера сведения о сети здравоохранения в Старо-Оскольском уезде и районе:

Диаграмма № 6

сети здравоохранения в Старооскольском уезде и районе с 1912 г. по 1952 г. (начало)

Диаграмма № 7

сети здравоохранения в Старооскольском уезде и районе с 1912 г. по 1952 г. (продолжение I)

Диаграмма № 8

сети здравоохранения в Старооскольском уезде и районе с 1912 г. по 1952 г. (продолжение II)

Диаграмма № 9

сети здравоохранения в Старооскольском уезде и районе с 1912 г. по 1952 г. (продолжение III)

За послевоенные годы многое сделано в городе и районе по улучшению сети медицинских учреждений и здравоохранения.

В частности, на месте оставленных фашистами развалин детского сада на Пролетарской улице выстроена и сдана в эксплуатацию огромная поликлиника, оборудованная по последнему слову медицинской техники и науки.

В годы первой семилетки завершено строительство нового туберкулезного диспансера Республиканского значения. Он расположен среди зелени и садов на окраине города в благоприятном для лечения и жизни больных условиях.

По Старо-Оскольскому району (сельская сеть) здравоохранение в конце 1960 года характеризовалось следующими данными:

1) Больниц – 1 с 15 койками.

2) Фельдшерско-акушерских пунктов – 26.

3) Здравпунктов на предприятиях – 2.

4) Родильных домов в колхозах – 3 на 10 коек.

5) Санитарно-эпидемических станций – 1.

6) Врачей – 5.

7) Средних медработников – 83.

8) Детских колхозных площадок – 4.

9) Израсходовано в 1960 г. на здравоохранение – 1 млн. 400 тыс. руб.

К концу семилетки намечено увеличить количество больничных коек на 20.

На заводе автомобильного электрооборудования будет развернут самостоятельный здравпункт.

По всему району и городу имелось на 3 ноября 1960 года 70 врачей и 513 средних медицинских работников.

Бюджет здравоохранения – 5.900 тыс. рублей. ( В 1913 году был бюджет – 20 тыс. рублей).

Вступила в конце 1960 года в эксплуатацию трехэтажная противотуберкулезная больница на 150 коек. На ее строительство израсходовано более 5 миллионов рублей.

К концу семилетки будет построена и введена в эксплуатацию противотуберкулезная поликлиника.

Осенью 1960 года возник в Старом Осколе университет здоровья, каждому надлежит достичь большого развития в годы первой Семилетки.

Сеть медицинских учреждений здравоохранения в Старом Осколе и районе к концу Семилетки возрастет на одну треть по сравнению с 1952 годом. К тому времени будет разрешен также вопрос о создании в районе города Старого Оскола и окрестностей своих домов отдыха, даже санаториев, чему способствуют природные условия в пойме Оскола.

2. Развитие учебных заведений

Развитие торговли и ремесла вызвало потребность в грамотных людях. Сначала «грамотеев», умевших читать бумаги и кое-что писать, обучали местные дьячки или священники. Но в 1780 году возникли в Старом Осколе первые две частные школы, основанные вдовами священников – Прасковьей Санковой и Акулиной Поповой.

Назывались эти учебные заведения «начальными школами обучения детей Российской «грамоте и чтению». В них обучалось всего 15 учеников, что совершенно не могло удовлетворить нужды города в грамотных людях.

Купцами было возбуждено ходатайство об открытии в городе школы за счет государства.

Екатерина II, недавно перед тем подписавшая Указ об учреждении Старооскольского городского герба, нашла выгодным для себя дать указание об открытии школы в Старом Осколе. При этом было принято во внимание, что город лежал на главном тракте из Воронежа в Белгород и что по этому тракту часто приходилось ездить высочайшим особам или высокопоставленным чиновникам, нередко сопровождаемым иностранными писателями или высокими представителями, перед которыми не плохо бы щегольнуть «просвещенностью» и наличием школ даже в отдаленном городе Старом Осколе. И в 1787 году здесь была открыта первая правительственная школа, называемая «малым народным училищем». В этом же году в нее принято 29 учеников, конечно, не из народа, а из богатейших семей города.

Для полного представления о фактической истории школьного вопроса и выяснения направления борьбы в тогдашнем «народном образовании» необходимо хотя бы чрезвычайно кратко сказать о школьном проекте Федора Ивановича Янковича, сербского педагога на русской службе.

Ведь с учетом проекта Янковича «О трех типах общеобразовательных учебных заведений» создавались государственные школы времен Екатерины II – малые, средние и главные народные училища.

Прогрессивный педагог Янкович выдвигал в своем проекте на первое место обучение, а не воспитание.

Современные критики обвиняют Янковича в «смертном грехе», − в нарушении единства педагогического процесса, в отрыве обучения от воспитания. На этом основании неоднократно совершались попытки приписать Янковича к «лику реакционеров».

Исследование нами школьного вопроса в историческом аспекте, в том числе и на материале развития просвещения в Поосколье, привело к убеждению, что проект Янковича был прогрессивным.

Дело вот в чем. Господство «просвещенного абсолютизма» в России и конкретная историческая обстановка (борьба царизма с передовыми идеями вообще, с идеями Французской революции XVIII особенно) настораживали деятелей и мыслителей типа Янковича.

Он понимал, а то и чутьем угадывал, что, с одной стороны, нужно создать в России систему государственной школы для подготовки грамотных людей. С другой стороны, в нем довлело убеждение, что в царской государственной школе воспитание неминуемо примет сугубо монархическое, т. е. реакционное направление. Поэтому Янкович сознательно поставил в своем школьном проекте обучение на первое место. Что же касается воспитания, о нем проект фактически умалчивал.

И вот мы утверждаем на основании анализа вопроса, что не об отрыве обучения от воспитания заботился Янкович. Он был озабочен судьбою школы своего времени и ее ролью в формировании гражданина, старался ослабить монархически воспитательное влияние школы на учащихся.

Янкович имел ввиду, что прогрессивный учитель мог в любом типе школы неофициально прививать ученикам демократический образ мысли и миропонимания. Зато программа не обязывала бы и реакционного учителя заниматься воспитанием, требуя одного обучения.

Янкович надеялся, что постепенно школа наполнится демократически настроенными учителями.

В этом вопросе, в этой «тонкости» взгляда на роль учителя-воспитателя, на весь учебный процесс и т. д. В. И. Ленин одобрял Янковича. В сущности, он имел это в виду, когда писал по поводу Каприйской партийной школы, что никакой контроль и никакие программы не в состоянии будут изменить идейной направленности преподавания, определяемого составом лекторов, т. е. учителей.

В свете этого ленинского разъяснения необходимо признать школьный проект Янковича прогрессивным, а элемент выдвижения в нем обучения на первое место и почти полного игнорирования воспитания следует отнести к разряду исторической целесообразности.

Стоял тогда и вопрос и о том, крупной или мелкой должна быть государственная школа?

Классовые позиции государства и жизненные условия того времени решили вопрос в пользу мелкой школы. Это видно из следующих фактов: в 1786 году в Российской империи имелось 25 школ, созданных в духе проекта Янковича. В них насчитывалось 400 учеников, то есть на каждую школу приходилось по 16 учеников (нетрудно за такой маленькой группой установить полицейский надзор).

Таким образом, первые государственные школы в Старом Осколе создавались в пору екатерининских школьных реформ и появления проекта Федора Ивановича Янковича о трех типах общеобразовательных учебных заведений: малые, средние и главные народные училища.

Если учесть, что практическое осуществление проекта Янковича в России началось лишь с 1786 года, то следует признать город Старый Оскол почти пионером в этом деле. Факт создания школ надо считать прогрессивным событием.

За десять лет, т. е. с 1786 по 1796 год, в Российской империи число школ данного типа возросло до 316 с количеством 8.000 учеников, на каждую школу, в среднем, приходилось по 57 учащихся, т. е. продолжала господствовать карликовая школа.

В 1816 году в Старый Оскол пришел царский указ о строительстве тротуаров, тумб, фонарей для уличного освещения, а в 1820 году предполагался проезд через город Александра I. Местные власти и купечество, желая быть отмеченными «за усердие в городском строительстве», приступили к работе: устроили тротуары, выровняли улицы, исправили подъездные торговые пути, поставили керосиновые фонари и различные тумбы, выстроили некоторые каменные здания.

К числу построенных в этот период и в несколько позднее время относятся: здание уездного училища (закончено постройкой в 1828 году), дом городского магистрата, думы и словесного и сиротского суда. За Курской заставой выстроено богатым однодворцем из деревни Бор Егором Анпиловым каменное здание городской богадельни (первая богадельня в Старом Осколе была открыта в 1779 году распоряжением приказа общественного призрения. Богадельня имела 11 кроватей, предназначена для безродных престарелых отставных солдат). Купец Фёдор Балычёв, конкурируя с однодворцем Егором Анпиловым и желая прославить себя (эта традиция имела всероссийскую распространённость: Хамовническая церковь в Москве, например, была построена в XVII веке купцами Котельниковыми с целью саморекламы и завоевания авторитета среди москвичей), выстроил каменное здание новой богадельни близ кладбищенской церкви, у выезда из города в слободу Ездоцкую. Купец Лубошев выстроил большой каменный дом на углу улиц Курской и Белгородской (ныне здесь, на месте разрушенного немцами старинного двухэтажного дома купца Лубошева, выстроено механическим заводом двухэтажное жилое здание с магазином в первом этаже (угол Интернациональной и Комсомольской улиц). Дом этот настолько нравился высокопоставленным особам, проезжавшим по главному Воронежско-Белгородскому тракту через Старый Оскол, что царица Александра Фёдоровна пожелала 15 августа 1837 года ночевать в этом доме и остановила в городе на целые сутки весь свой «поезд».

К 1840 году в городе имелось более полсотни красивых каменных зданий с железной кровлей и более 600 деревянных домов с красивыми фасадами вдоль прямолинейных улиц. Выстроены были каменные соляные и винные магазины, лазарет, школьные здания.

Школьные реформы времен Александра I также нашли отражение в жизни Старого Оскола.

Как известно, школьная система Александра I предусматривала три типа учебных заведений: гимназии (4 класса), уездные училища (2 класса), приходские училища (1 класс). Училища всех трех типов были созданы и в Старом Осколе, шагавшем в ногу с веком, но… в гимназии не оказалось учеников (дворяне не захотели посылать в нее своих детей, а другие классы, особенно трудящиеся, не имели права учить своих детей в предназначенной для дворян гимназии), вот почему гимназия практически закрылась, едва успев открыться. Уездное же и приходское училища были открыты и действовали.

Для этих училищ городская общественность выстроила каменное здание за счет средств, собранных по «жертвенному листу».

В Старом Осколе учебные заведения сохранились и по реакционному школьному уставу Николая I за 1828 год. В соответствии с этим «уставом», комплектование школ производилось по строго сословному принципу: в приходскую школу принимались лица «самого низкого состояния», в уездное училище – принимались дети купцов и состоятельных ремесленников (Для дворян предназначались гимназии и Университеты, но в Старом Осколе того и другого тогда не было, почему и старооскольское дворянство учило своих детей в Курске, Воронеже и других городах страны).

Министр просвещения граф Уваров потребовал проводить во всех школах учебно-воспитательную работу строго «в соединении духа православия, самодержавия и народности», то есть в духе махровой реакции. Было восстановлено в школах телесное наказание и установлена платность обучения, чтобы не допустить к учебе детей трудящегося населения.

По требованию Старооскольского купечества и промышленников, при уездном училище были основаны «реальные классы», где больше внимания уделялось математике и физике. На базе опыта работы этих «реальных классов» впоследствии было создано в Старом Осколе среднее учебное заведение, именуемое «реальным училищем». Для него в XIX веке купцы и земство арендовали лучшие городские здания. Фотоснимок одного из зданий реального училища представлен на Фото 48.

В 1840 году в трех казенных школах – уездное училище, приходское училище и духовное училище насчитывалось 173 ученика.

К этому времени в городе насчитывалось более 6000 жителей.

Частные школы, начавшие было снова возникать, были запрещены царем Николаем I из-за боязни, что в них беспрепятственно будет распространяться среди учащихся «крамола» (революционные идеи), а также по соображениям, что трудно будет жандармам 3-го отделения следить «за жизнью и думами учащихся и учителей частных школ, кои могли в злонамерении своем преумножиться до неохватного числа».

В пореформенную пору история просвещения в Поосколье выглядела так: в соответствии с приказом реакционного министра просвещения графо Д. Толстого об учреждении классических гимназий (в них вводилось преподавание латинского и греческого языков, уничтожалось преподавание естествознания и резко сокращалось программа по математике и русскому языку), в Старом Осколе в 1871 году была основана женская прогимназия, возникли народные земские школы под полицейским надзором инспектора народных училищ, при всех церквах города и при приходах были созданы церковно-приходские школы.

По инструкции Министерства просвещения от 4 июня 1875 года, в Старо-Оскольском уезде были созданы 2-х классные образцовые школы. К 1913 году число таких школ возросло с 4 до 19 (Знаменская, Лукьяновская, Долго-Полянская, Обуховская, Стуженская, Тепло-Колодезянская, Каплинская, Незнамовская, Ездоцкая, Стрелецкая, Пушкарская, Никольская, Ямская, Корочко-Ачкасовская, железнодорожная).

В 1881 году в соответствии с уставом от 31 мая 1872 года, Уездное училище было преобразовано в Городское училище. Оно разместилось в отстроенном за 30.000 рублей здании, где сейчас средняя школа № 4. В училище было 200 учеников. Городская дума ежегодно отпускала училищу вспомоществование в сумме… 375 рублей на жалование помощнику учителя (вроде ассистента-лаборанта). Женской прогимназии отпускалось в год вспомоществование – 850 рублей.

Вскоре городская дума открыла ремесленные классы, организовала преподавание популярной медицины, отпустив на это… 400 рублей в год.

На основании «Устава и штатов реальных училищ» от 9 июня 1888 года, в Старом Осколе, используя базу ремесленных классов, в конце XIX века было открыто частное реальное училище.

15 ноября 1892 года открыты «Воскресные курсы» для взрослых лиц обоего пола с целью обучения грамоте. Записалось 95 женщин и 19 мужчин.

В 1897 году в Старом Осколе имелись Городское училище, Женская прогимназия со 128 ученицами, Земская школа № 1 85 учениками, 6 Церковно-приходских школ со 133 учениками, Ремесленные классы (Думские) с 29 учениками, Духовное училище (оно не попов выпускало, а давало начальное образование преимущественно детям духовенства). Для детей других сословий туда доступ был почти закрыт, принимали не более 5−10 процентов. А в журнале № 7 съезда духовенства Старо-Оскольского училищного округа 10 – 2 июня 1897 года даже записано решение: «дабы излишки учащихся в училищах не иносословных учеников не переполняли классов и тем не вызывали излишних расходов духовенства на содержание параллельных отделений, просить правление духовного училища сократить прием иносословных учеников в училища» («КЕВ» № 1, 1898 г., стр. 17−18). В духовном училище числилось 125 учеников. В городском училище – 52 ученика. А всего в учебных заведениях города обучалось 652 человека.

В диаграмме № 1 указано количество школ и учащихся в них по городу Старому Осколу за период с 1780 года по 1951 год.

Диаграмма № 1. Развития народного просвещения и спецобразования в городе Старом Осколе с 1780 по 1951 год.

В это же время в деревнях Старо-Оскольского уезда насчитывалось 29 церковно-приходских школ с 1450 учащимися, 29 церковных и земских школ грамоты с 871 учеником, 53 народных школы земских и министерских с 4399 учащимися. А всего по уезду, включая и город, имелось 122 различных школы с 6720 учащимися в них. И на тысячу человек населения учащихся приходилось всего 46 человек. Это очень мало. Огромные массы детей школьного возраста находились за бортом школы, прозябали в темноте и невежестве. Это были вынуждены признать светские и духовные власти, опубликовав «Отчет о состоянии школ различных ведомств в Курской губернии» («КЕВ» № 9, 1898 г., стр. 6). В отчете сказано, что по Курской губернии «совсем не обучалось в 1897–1898 учебном году 237.444 детей школьного возраста… Из мальчиков три пятых остается совершенно неграмотными, а из девочек обучается грамоте всего одна восьмая часть общего их числа».

Исходя из этого соотношения и из сведений о состоянии обучения детей в школах Старо-Оскольского уезда, мы установили, что в нашем крае в 1897−1898 учебных году за бортом школы было 28.082 ребенка школьного возраста, т. е. 71,24 % всех детей школьного возраста. А тех, которые попали в школу и учились там «старая школа… заставляла усваивать массу ненужных, лишних, мертвых знаний, которые забивали голову и превращали молодое поколение в подогнанных под общий ранжир чиновников… Воспитывали их так, чтобы создавать для нее (для буржуазии и помещиков) пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы ее покоя и безделья» (Ленин, соч. т. 30, стр. 403−417 – речь на III съезде комсомола).

И в самом деле. Чему могла научить школа типа, скажем, Курского или Старооскольского духовного училища, если в статье 136 «Правил поведения для учеников» на 1898 год было сказано: «Строго воспрещается воспитанникам брать книги для чтения из городских библиотек и где бы то ни было на стороне, помимо училищной библиотеки. Книга, взятая учеником…, отбирается начальством и не возвращается ученику, если будет признана несоответствующею целям училищного образования»?

А что же соответствовало целям училищного образования? Ответ на это мы находим на странице 20-й Курских епархиальных ведомостей (КЕВ) № 1 за 1−3 января 1898 года, где воспевается просветительно-образовательная деятельность некоего Г. Анохина в школе села Кондровки. Этот Г. Анохин, как писали «Ведомости», давал воспитанникам «объяснения евангельских чтений, рассказы из священной истории, объяснение молитв… Читал о сельском хозяйстве и руководил хором, исполнявшим при чтениях разныя церковные песнопения».

Можно себе представить, сколь глубоки были те агротехнические знания, которые сообщал Г. Анохин своим слушателям посредством «церковного песнопения». И это тогда воспевалось в качестве великого достижения. Вот, например, в отчете за 1896−1897 учебный год с удовольствием отмечалось, что «успехи обучения в большинстве школ выражались в нижеследующем… необходимые молитвы, заповеди, символ веры, а также и главные события из ветхого и нового заветов: с голоса пели молитвы в простые церковные песнопения, а в некоторых школах даже могли пропеть литургию св. Иоанна Златоустого; по исчислению во многих школах (значит, не везде) изучали нумерацию до миллиона, 4 действия над отвлеченными и именными числами…»

Это же и есть сочная иллюстрация к словам В. И. Ленина, что в старой школе «память молодого человека обременяли безмерным количеством знаний, на девять десятых ненужных и на одну десятую искаженных» (из речи на III съезде комсомола в октябре 1920 года).

На народное образование и здравоохранение тратилось мало средств. (Данные приведены в диаграммах №№ 4, 5).

Диаграмма № 4. Расходования средств в рублях на душу населения по народному просвещению и здравоохранению в Старо-Оскольском уезде и районе с 1897 по 1952 год.

Диаграмма № 5. Процентной величины расходов на народное образование и здравоохранение по Старо-Оскольскому уезду и району с 1897 по 1952 год.

В 1897 году «на содержание каждой церковной школы (а ее содержание ничем не отличалось от содержания всякой другой народной школы, разве если народная школа находилась в еще более плачевном состоянии), – читаем мы в VI разделе отчета о работе школ Курской епархии, – в отчетном году израсходовано… 120 рублей. На обучение каждого ученика школы – до 3 рублей в год». Расход на одну душу населения по народному образованию в 1897 году выразился всего по 22 копейки, а на народное здравоохранение – по 12 копеек на душу (Сравните эти данные с тем, что в 1952 году на народное образование тратилось 131 рубль 30 копеек на душу в год, а на здравоохранение – не 12 копеек, а 56 рублей на душу в год. И эти расходы ежегодно возрастают… В Старо-Оскольском интернате тратится в год по 11.000 рублей на каждого воспитанника (Данные бухгалтерии и администрации интерната)

На диаграмме № 5 приведены доли расходов на народное образование и здравоохранение по Старо-Оскольскому уезду и району с 1897 по 1952 год.

В 1897 году, когда уездный и городской бюджеты носили ярко выраженный полицейский характер и были направлены на усиление власти царя и помещиков, на народное образование тратилось всего 6,88 % бюджетных и внебюджетных средств, а на здравоохранение −3,96 %.

Куда же шли остальные средства?

На этот вопрос ответили нам исследованные «Труды Курского губернского статистического комитета» за 1897–1899 годы: остальные средства шли на расходы по воинской квартирной повинности (наем квартир для офицеров расквартированного в Старом Осколе гарнизона, для воинского начальства и т. д., на содержание полиции и жандармерии, на содержание волостного. Уездного и городского управления, на «воспомоществование» церкви, на покупку портретов царя и т. д. При Советской же власти, заботящейся о коренных нуждах народа, доля расходов на образование возросла до 57,71 % всех бюджетных средств, а доля расходов на здравоохранение равняется 24, 61 %. Остальные 17, 68 бюджета района расходуется на социальное обеспечение, на развитие сельского хозяйства и на другие народно-хозяйственные нужды. На содержание аппарата тратится небольшой процент бюджетных средств.

Что же изменилось в школьном деле в Поосколье за 15 лет, с 1897 по 1912−1913 год? (Ж.У.З. № 48 за октябрь 1912 г., стр. 203–276, доклад инспектора народных училищ Н. Матвеева).

К 1912-му году количество учебных заведений возросло до 14, а количество учащихся – до 1467 (за 15 лет, истекших после 1897 года, число школ в городе возросло на 3, а количество учащихся – на 815 человек). В городе в 1912 году было 2 земских школы с 213 учениками, городское училище с 97 учащимися, женская гимназия – с 284 учащимися, частная женская гимназия со 160 учащимися, реальное училище с 235 учениками, железнодорожное училище со 135 учениками, 6 церковно-приходских школ с 213 учениками, духовное училище со 130 учениками.

По уезду (без города Старого Оскола) имелось 20 церковно-приходских школ с 916 учащимися, 4 образцовых двухклассных школ с 678 учащимися. Всего по уезду (без города) было 188 школ с 8929 учащимися, а вместе с городом – 202 школы с 10396 учащимися. На каждую тысячу душ населения приходилось 46,8 учащихся. Такой прирост учащихся на каждую тысячу населения. Достигнутый за 15 лет, означает, что в дореволюционной России в год лишь один новый человек из тысячи населения попал в школу. В настоящее же время в школах, в кружках и на курсах, в техникумах и ВУЗах учится каждый третий житель нашего края. В школу ежегодно попадает новичков в 6 раз больше, чем попадало их в 1912 году. Таковы конкретные плоды революции в деле охвата народа образованием.

Но одни количественные сравнения недостаточны, чтобы понять все величие завоеваний революции в деле народного образования. Необходимо еще выяснить, кто мог учиться в школе до революции и как относилось царское правительство и его чиновники к образованию народа, к образованию трудящихся?

Во-первых, даже в начальных школах многие дети трудящихся в дореволюционное время не могли учиться из-за плохого материального положения семьи. Такие дети были вынуждены, не зная детских игр и забав, своим трудом добывать себе пищу шли, шли помогать родителям в домашней работе. Им было не до учебы. Интересное признание на этот счет содержалось на странице 51 уже затрагиваемого нами епархиального отчета о работе школ в Курской губернии в 1896−1897 учебном году: «многие школы остались наполовину пусты почти до самого октября… крестьяне неохотно отдавали своих детей в школу… отвлекая разными домашними работами».

Мы отлично знаем, что нужда заставила крестьянина и рабочего отвлекать в дореволюционное время своих детей от школы. Ведь в наше время победы социализма постепенного вступления в коммунизм не бывает такого положения, чтобы пустовали школы из-за занятости детей работой. Советские законы охраняют ребенка, материальные условия жизни его семьи сделали ненужным отрывать ребенка от учебы ради заработка. Кроме того, государство и партия оказывают всяческую материальную помощь многосемейным, а школы устраивают интернаты, создают фонды всеобуча и оказывают материальную поддержку нуждающимся учащимся. Вот почему в наше время даже неявка одного ученика вызывает тревогу целого района. В царской же школе мало горевали даже и при неявке на учебу половины всех учеников, сваливая в этом случае всю вину на родителей, и умалчивая о материальной нужде народа, мешавшей детям учиться. Значит, только дети богатых могли спокойно учиться в школе.

Во-вторых, крестьянские дети или дети рабочего просто и не допускались во многие учебные заведения. Об этом известно из общероссийской истории. Но мы имеем возможность проиллюстрировать это положение также ярким примером из истории нашего города.

На заседании Старооскольского уездного земского собрания 10 октября 1912 г. обсуждался вопрос о возможности расширить доступ в гимназию для девочек из крестьян и мещан, из ремесленных семейств и из рабочих. В зале поднялся хохот представителей от помещиков, а председатель управы И. Старов произнес речь, доказывая, что нечего делать в гимназии тем, кто рожден для черной работы. Он при этом сказал, что беседовал с начальством и что «попечитель Харьковского учебного округа советовал не допускать в женскую гимназию некультурные элементы» (ЖЗ ст.3, стр. 267, изд. Курск, 1913, типография губ. Земства, Московская ул., 65).

Продолжение следует

Отзывы к главе №34

Отзывов пока нет. Вы могли бы быть первым, кто выскажет своё мнение об этой книге!

Добавить отзыв

Ваш адрес электронной почты (не публикуется)
Текст отзыва
После отправки отзыва на указанный адрес электронной почты придёт письмо с ссылкой, перейдя по которой, Вы опубликуете Ваш отзыв на это произведение.

Заплатить автору

Использовать robokassa.ru для перевода денежных средств. Здесь вы найдёте множество способов оплаты, в том числе и через мобильный телефон.

Сумма руб.


Переводы Яндекс.Денег


Вы также можете помочь автору, рассказав своим друзьям и знакомым о его книге!

Также Вы можете помочь нашему свободному издательству, рассказав о нас писателям, и Вы можете помочь знакомым писателям, рассказав им о нас!

Заренее спасибо!

 

 

Сохранить произведение на диск

Скачать эту главу в виде текстового файла Cкачать эту главу в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде текстового файла на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде файла fb2 на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде fb2 файла (формат подходит для большинства "читалок" электронных книг) *

Лицензия Creative Commons Произведение «ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.)» созданное автором по имени Евгений Белых, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Основано на произведении с http://tiksim.ru/belyhen/book1371217220 .

Текст публикуется в том виде, в котором его предоставил автор. Точка зрения Издательства может не совпадать с точкой зрения автора!

Свидетельство о публикации №2671

© Copyrignt: Евгений Белых (belyhen), 2020

Поделиться ссылкой на это произведение

Если у Вас есть блог или сайт, Вы можете разместить на нём этот баннер, чтобы привлечь больше читателей, которые как и Вы могут заплатить за публикацию книги. И книга будет опубликована быстрее!

Идёт сбор средств на публикацию книги 'ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.)' от автора Евгений Белых в общий доступ. Вы можете помочь, переведя автору деньги!

HTML код для сайта или блога

BB код для вставки в форум

* - Вы можете скачать книгу бесплатно, за исключением тех глав, которые находятся на стадии сбора средств. Они будут убраны из текста книги.

Яндекс.Метрика