Посетитель, а Вы уже были на форуме?

Глава №32

Из книги ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.). Автор: Евгений Белых (belyhen)


ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА . Продолжение 4

5. На вечное хранение

О глубине преданности осколян своей Родине говорят многие факты живой истории.

Если, например, колхозники «Нового мира», насильно выгнанные осенью 1942 года сеять пшеницу для немцев, разобрали семенной материал и провалили сев, то для Советской власти они не щадили своей жизни и труда.

Когда еще шли бои за Старый Оскол и снаряды залетали на поля «Нового мира», колхозники уже приступили к работе. Женщины, ребятишки, старики – все, кто мог, охотились за беспризорными лошадьми из разгромленной мадьярской конницы. С пяти пойманных в поле коней сняли седла и пустили на хозяйственные нужды артели.

Выяснилось, что два кадровых армейских коня не приучены к упряжке и пахоте. Консультантом обучения стал старшина одной из войсковых частей, тыловое хозяйство которой временно разместилось в селе Соковом. «Снегозадержание вам тоже необходимо, – сказал старшина бригадиру второй бригады Пелагее Васильевне Мартыновой, – вот и начнем пахать снег, заодно мерина обломаем, приучим…»

А тут новая беда: оказался в целости только один плуг, да и в том лемех поврежден осколком снаряда. Срочно наладили работу кузницы. Задымила, загрохотали молотки. Красноармейцы встали за кузнецов. Сделали плуги, обмяли коней на пахоте снега с таким усердием, что они потом и землю пахали преотлично.

Начали колхозники засыпать семена. Выяснилось новое неудобство: закрома оккупанты поломали, а разные культуры в общую кучу не сыпешь.

Тут Евдокия Антоновна Бакланова мобилизовала своего мужа Николая Федоровича. Не посчиталась, что ему было 68 лет и страдал он от ревматизма. Сказала: «На работе скорее вылечишься!»

Закромов нагородили десятка полтора, потому что каждой семенной культуры оказывалось мало, зато культур много: овес и гречиха, просо и ячмень, горох и подсолнух, яровая пшеница и конопля, и многое другое, что смогли заготовить и уберечь колхозники при оккупантах.

Пелагея Васильевна Мартынова на пересыльный пункт сходила и выпросила у начальника дать в помощь колхозу денька на два-три свободных людей.

Возвратилась в колхоз с целым взводом плотников, шорников, кузнецов, слесарей. Закипела работа. Женщины стащили к кузнице и к мастерским брошенные гитлеровцами неисправные сбруи и повозки, а также валявшиеся еще с начала войны неисправные плуги и бороны, куски железа. Не забыли поставить на ремонт триер и две сортировки. Уголь для кузницы приходилось мешками носить из города, за несколько километров.

Наступила пора сеять. На пяти конях не много напашешь, а коров немцы перебили: на все Соковое осталось только две.

Придумали женщины посты выставить по всем дорогам, чтобы звать на помощь двигавшиеся к фронту войсковые части. А те откликались: артиллеристы давали трактора, обозные – коней, пехотинцы становились в борозду к плугу.

Так славные женщины колхоза «Новый мир» посеяли 200 гектаров зерновых.

Вскоре пришли в колхоз первые после восьмимесячного перерыва письма с фронта. На них были давнишние и свежие штампы. Несли они людям радость и горе: сообщали о живых близких людях, извещали о погибших.

Штаб войсковой части извещал, что Мартынов Митрофан Васильевич, член коммунистической партии, героически погиб 16 мая 1942 года в бою с фашистами за честь и независимость Советской Отчизны.

Антонина Стефановна пошатнулась, вцепилась пальцами в грядку повозки. В одну секунду промчалась перед ее глазами целая жизнь. Вспомнилось колхозное собрание тысяча девятьсот двадцать восьмого года, когда она вместе со своим молодым мужем записалась в колхоз. Потом мелькнул в памяти разговор с ним об электрических огнях в городе и о том, что надо зажечь также огни в селе Соковом.

Стиснув зубы и подавив личное горе, в тот же день Антонина Стефановна, Пелагея Васильевна и еще несколько соковских женщин пошли в райком партии просить помощи о постройке гидроэлектростанции на реке Осколец, чтобы этим воздвигнуть достойный памятник землякам и близким людям, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками.

В райкоме они застали Евдокию Винюкову из Ездоцкого колхоза «Мировая революция». Это она в июле 1942 года сожгла на корню пшеницу, чтобы не досталась оккупантам. Теперь же пришла в Райком за советом, как лучше и быстрее восстановить разрушенное немцами колхозное хозяйство.

Шли в райком люди с предприятий, со всех сел и деревень за помощью и советом. Ведь размеры разрушений, причиненных оккупантами, были исключительно велики: разрушены и затоплены водой шахты КМАстроя, электростанции мощностью в 2500 киловатт, поселковая больница, рабочий клуб и более 50 других общественных и хозяйственных построек на общую сумму в 30 миллионов рублей.

Уничтожены 3 МТС со всеми тракторами и комбайнами, со всем машинным парком района.

Разрушен железнодорожный поселок и выведен из строя железнодорожный узел с его путевым хозяйством, паровозным и вагонным депо, электростанцией.

Уничтожены почти все школы, больницы, культурно-просветительные учреждения города и района, детские учреждения (сады, ясли, площадки).

Сожжены или взорваны 1139 домов колхозников. В городе 166 домов разрушены полностью, 873 дома – частично.

Вывезено в Германию 18 тысяч голов общественного скота, разорено 250 животноводческих и птицеферм.

Уничтожены многие промышленные предприятия, в том числе большой маслозавод, мельзавод № 14 и другие.

Вырублено более сотни гектаров городских, колхозных и индивидуальных садов. Погублены лесопитомники и плодопитомники.

Материальный ущерб сельскому хозяйству и промышленности района исчислен в сумме около четырехсот миллионов рублей.

К моменту освобождения города везде были руины, гарь, трупы.

О темпе и характере жизни города в те дни рассказывают короткие заметки в местной газете «Путь Октября». В номере от 11 февраля 1943 года, т. е через 6 дней после изгнания гитлеровцев из города, газета сообщила, что «… добровольческая бригада восстановила электростанцию. 9 февраля в учреждениях и в части жилых домов включен свет… В ближайшее время городская электростанция сможет обеспечить светом полностью весь город».

Во второй заметке сообщалось, что «Специальная бригада железнодорожников начала восстановление железнодорожных путей».

В третьей заметке писалось: «В городской больнице закончено оборудование корпуса. Скученность больных, имевшая место при немцах, ликвидирована. Улучшено питание больных».

Четвертая заметка сообщала: «Бригада Горжилотдела ведет ремонт домов…, разрушенных немецкими бандитами. Восстановлен дом Райкома и Исполкома райсовета Депутатов трудящихся».

Все это знаменательные штрихи бодрой и уверенной деятельности осколян, вдохновленных большевистской партией на героику восстановительного труда.

Восстановительные работы приняли форму всенародного движения, ядром которого были коммунисты: в 1943 году работало 30 добровольческих бригад, в 1944 году их стало 43, а в 1946 году количество бригад в городе возросло до 82-х.

Массовым героизмом были отмечены времена после освобождения Старого Оскола и района от фашистского ига.

В Старооскольском паровозном депо немедленно после изгнания фашистов возникла бригада первого комсомольского паровоза во главе с коммунистом Александром Фроловым.

Исключительно трудовой героизм проявила на восстановительных работах ж. д. узла комсомольско-молодежная бригада в составе электросварщика Бориса Воронова, токаря Лидии Гончаровой, прокатчицы Нины Лихушиной, сверловщицы Марии Кривошеевой, электросварщиков Владимира Кваста и Михаила Катенева. Работала эта бригада под лозунгом: «Все для фронта, один за двоих!»

Эта молодежная бригада так отличилась на Старооскольской дистанции пути, что Курский обком комсомола наградил ее переходящим красным знаменем.

Много труда в создание бригад на ж. д. транспорте вложил секретарь узлового комитета ВЛКСМ Тима Кривошеев.

Люди старшего поколения не отставали в самоотверженности и героизме от молодежи. В письме Тихона Андреевича Беликова в газету 13 мая 1945 года рассказывалось:

«К началу Отечественной войны я служил в Старооскольском депо машинистом, так что на этой должности пришлось участвовать в войне, возить важные грузы для фронта.

19 мая 1943 года с поездом «Аннушка» я отправился со станции Старый Оскол до Валуек. В 22 часа 40 минут на линии между 616 и 617 километрами на поезд напал вражеский самолет. Бомба попала в один из вагонов. Начался пожар. Кроме того, самолет обстреливал наполненные солдатами другие вагоны.

Остановив эшелон, чтобы люди могли укрыться от обстрела за насыпью, я расцепил состав и увез подальше от горящего вагона пять вагонов с боеприпасами, пять с горючим и три с продовольствием.

Но и на станции Окуни, куда я привел спасенные вагоны, тоже бушевал после фашистской бомбардировки пожар, горели скопившиеся эшелоны, рвались снаряды.

Не долго раздумывая, мы с помощником прицепили еще не охваченные огнем вагоны и помчались назад в Голофеевку.

Подошел там ко мне незнакомый старший лейтенант и спрашивает, глядя на обожженное мое лицо: «Товарищ механик, вы, наверное, очень устали?»

«А в чем дело, товарищ старший лейтенант? – ответил ему своим вопросом. – Если требуется, я готов выполнять любое задание». «Да, товарищ механик, требуется, – сказал он, а лицо у него очень серьезное. – Требуется доставить людей и материалы к месту работ по восстановлению разрушенного фашистским самолетом пути».

Мы прицепили платформу со шпалами и рельсами, поехали на перегон и начали восстанавливать со стороны пути. Со стороны Котла прибыл на дрезине П. Г. Амельянов. Он, оказывается, наблюдал бомбежку моего эшелона фашистскими самолетами и подсчитал, сколько бомб было сброшено, пока одна попала в вагон. «Пятьдесят две игрушки сыпанули фашисты, – кивнул Амельянов головою, – а все же ты сумел, маневрируя скоростью, вывести эшелон из-под удара…»

«Эшелон-то ведь не мой, а государственный, – возразил я ему. – Государственное добро беречь надо…»

Вернулись мы на станцию Старый Оскол, а тут уже начальник депо товарищ Кондаков митинг созвал. Перед всем народом пожал мне руку и говорит железнодорожникам: «Во время войны всем нужно работать по-военному, как товарищ Беликов…»

«Спасибо, говорю я ему, за внимание. Но только я работаю, как все. Учусь у рабочего класса». И прямо после митинга поехал я выполнять новое боевое задание, забыв об отдыхе: надо было бороться за полную победу над фашизмом…»

Выполняя решение Государственного Комитета Обороны о восстановлении и строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава для нужд предстоящих боев с фашистами на Белгородско-Курском направлении, более 8 тысяч старооскольцев участвовали весной 1943 года в строительстве этой девяностокилометровой железной дороги Старый Оскол–Ржава, сыгравшей большую роль в выполнении советского плана разгрома немцев на Курской дуге летом 1943 года. А ведь первые эшелоны по этой дороге провели с дивизионами «КАТЮШ» 19 июля 1943 года железнодорожники-старооскольцы, среди которых был также потомственный железнодорожник Михаил Васильевич Бартенев.

В записках В. Бартенева о тех боевых днях сохранились следующие строчки:

«Нашу паровозную бригаду вызвал начальник депо Старый Оскол т. Анпилов А. И.

– Рейс вам, товарищи, предстоит боевой, – сказал он и особо внимательно посмотрел на стоявших рядом машиниста Шерстнева Ивана, на кочегара Прохорова Ивана и на меня, работавшего тогда помощником машиниста, добавил: – Вид у вас боевой, так что я и не стану произносить вдохновляющую речь. Перед нами товарищ Бартенев, который только что прибыл с линии фронта, и поэтому знает работу паровозной бригады в условиях фронтовой обстановки. Кроме того, в бригаде – два коммуниста… На левый фланг «Курской дуги» поведете эшелон с «Катюшами», боеприпасами и подразделениями войск. Не исключена возможность нападения вражеской авиации, будьте бдительны…

Наш эшелон отправился на рассвете 19 июля 1943 года по только что законченной железной дороге Старый Оскол-Ржава.

Утро было тихим и солнечным. «Летний день, – подумал я и все чаще наблюдал за небом. – Фашистские «Юнкерсы» могут появиться внезапно.

На подъеме перегона Заломное эшелон изогнулся широкой дугой, и моим глазам представилась могучая техника, доверенная Родиной нашей бригаде для доставки на фронт.

– Видишь, Михаил, что везем? – сказал машинист Шерстнев. И в этих скупых словах была гордость и радость за нашу могучую Родину. Эти чувства отражались в сияющих глазах машиниста и на его разгоревшимся лице. – Фашистам будет крышка…

Через некоторое время мы увидели вдали крутящиеся столбы черного дыма, а потом, одолевая шум паровоза, дошли тяжкие взрывы авиабомб. И сейчас же, оглушая свистом плоскостей и гулом моторов, пронеслись над эшелоном краснозвездные истребители. Часть их умчалась к дымам, другие начали кружить над эшелоном, эскортируя его.

Подъезжая к Ржаве, мы увидели догорающие на земле два сбитых «Юнкерса». Над ними полыхало копотное пламя. Вблизи ж. д. насыпи чернели чумными язвами воронки от сброшенных фашистами бомб. За мостом глядели в небо длинные стволы зенитных орудий, у пулеметных турелей стояли наготове пулеметчики.

Мы подъезжали к линии фронта.

На станции Ржава нас встретила военная команда.

– Спасибо вам, товарищи железнодорожники, благодарим вас за выполнение боевого задания! – сказал седоусый полковник и каждому из нас крепко пожал руку.

– Служим Советскому Союзу! – по военному ответила бригада.

С чувством радости исполненного долга возвращались мы в родное депо. А на станции Старый Оскол дымили готовые к отправлению новые эшелоны маршрута «Курской дуги». Июль 1953 года. М. БАРТЕНЕВ».

В настоящее время радостно смотреть на стальные рельсы, огибающие подножие древних оскольских бугров, на бегущие здесь товарные и пассажирские поезда. Но мы должны позаботиться, чтобы дети наши, внуки и правнуки, все потомки знали, как строилась эта дорога.

Вот фотоснимок одного из поездов, пробегавших по железной дороге летом 1952 года.

Фото 122.

Авторы настоящей книги «Частичка Родины» сдали на хранение в свое время в краеведческий музей летопись славных дел строителей железной дороги в виде стенных газет и боевых листков, издававшихся строителями, а также приложили к этим материалам следующее историческое описание:

«Старооскольскими строителями, преимущественно комсомольско-молодежными бригадами, лишь на ближайшем 72 километровом участке дороги пришлось произвести одних земляных работ в объеме 700 тысяч кубических метров.

Дорога была построена в три недели, хотя некоторые неточно утверждают, что на нее затрачено 32 дня вместо запланированных 60 дней. Объясняется такое расхождение на одиннадцать дней в оценках срока постройки дороги тем, что уже после завершения дороги фашисты усилили удары по ней с воздуха. Эти удары шли непрерывно в течение одиннадцати дней, так что задержалась сдача построенной дороги в эксплуатацию, производились работы по устранению наносимых бомбардировками повреждений.

Но главное не в этом, а в том энтузиазме и бесстрашии, проявленном строителями.

«Каждый комсомолец в бригаде Марии Климовой, – говорилось в одной из заметок боевого листка, пробитого осколком авиабомбы, – выполняет за день по 13-14 кубометров земляных работ вместо 6 кубометров по норме».

«Валя Кудрявцева и Шура Анпилова, – писалось в другой газете, – восхищенные ударными делами своих соседей-комсомольцев, подали заявления и приняты в ряды ленинского комсомола. Они стали лучшими работницами».

Комсомольская бригада Тамары Семеновой заняла первое место в социалистическом соревновании среди строителей, до конца стройки держала в своих руках знамя Курского Обкома комсомола, которое было потом передано на вечное хранение в Старом Осколе. Это боевое и трудовое знамя в качестве исторической реликвии хранится в одной из комнат Старооскольского музея.

Отличалась бригада Дуси Сафроновой. На левом фланге участка работ этой бригады, у водокачки стоял на куче земли фанерный плакат с надписью: «Тут бригада комсомольцев роет могилу фюреру, выполняя нормы на 210 процентов!»

«Бригада Кати Масленниковой, – сообщалось в других боевых листках, – в количестве шести человек закончила погрузку балласта на платформы за 17 минут… Бригада Тулиновой закончила погрузку такого же количества балласта за 20 минут».

«Бригада Тани Мацневой работала без перерыва 10 часов. Каждый член бригады перебросил по 14,5 кубометров земли» (Боевой листок № 2).

«Бригада Мацневой Татьяны Алексеевны самая лучшая, – писал боевой листок № 3. – Каждая девушка в бригаде выполняет норму уже по 16 кубометров земли в день.

Такому примеру следуют бригады Ватутиной Александры и Тулиновой Тани. Здесь уже успели выработки по 15 кубометров в день

Товарищи строители! Досрочно закончим строительство. Всеми силами поможем Красной Армии громить ненавистных врагов!»

За успешное выполнение Правительственного задания строительства семнадцать старооскольских строителей – из числа комсомольцев, в том числе Лидия Шугаева и Тамара Семенова, – получили Правительственные награды – ордена и медали.

Генерал армии Ватутин, Командующий Воронежского Фронта, и Член Военного Совета Н. Хрущев в своем Правительственном письме строителям дороги, именовавшейся тогда стройкой № 217, писали:

«Генерал-майору Кабанову, полковнику Ткачеву. Поздравляем вас, бойцов и командиров железнодорожных частей и спецформирований фронта, колхозников и колхозниц Курской области, участвовавших в строительстве, с успешным окончанием строки новой железной линии.

Военный Совет Фронта выражает твердую уверенность, что бойцы и командиры железнодорожных частей и спецформирований, колхозники и колхозницы Курской области и впредь приложат все усилия на окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков.

Командующий войсками Воронежского фронта генерал армии ВАТУТИН

Член Военного Совета Воронежского Фронта – ХРУЩЕВ».

Фотокопия документа передана для включения в экспозиции Старо-Оскольского краеведческого музея.

Туда же переданы фотоснимки «Вручение переходящего Красного знамени Курского Обкома ВЛКСМ лучшей бригаде на строительстве железной дороги Старый Оскол–Ржава», «Начальник отряда старооскольцев Лидия Шугаева, награжденная медалью «За трудовое отличие», принимает от секретаря Обкома ВЛКСМ товарища Меняйлова Красное знамя на вечное хранение в Старом Осколе».

6. Конец второй мировой войны

В городе Старом Осколе и в районе с первого дня освобождения шли восстановительные работы: возвратившиеся из эвакуации рабочие механического завода, среди которых были и ветераны этого производства – Т. Д. Малыхин и И. Ф. Мирошников, буквально из руин возродили к жизни заводские цеха, дали стране к концу декабря 1943 года готовой продукции на сумму 446.500 рублей.

Общественность района под руководством коммунистической партии и с помощью государства восстановила три Машино-тракторных станции со 122 тракторами.

Успешно было распространено среди трудящихся города и деревни весной 1943 года на сумму в 6.098.000 рублей облигаций Второго Государственного займа.

К осени 1943 года оказались восстановленными 67 школ (в том числе 22 неполных средних), 2 библиотеки, один спецсиротский дом и два детских сада.

Успешно восстанавливалось колхозное хозяйство (9 свиноводческих и 13 птицеводческих ферм, 59 молочно-товарных и т. д.), строились жилые дома и хозяйственные помещения.

Из своих скудных пока запасов трудящиеся Старо-Оскольского района в 1943 году сдали государству зерна более 189 тысяч пудов, картофеля около 49 тысяч пудов. Кроме того, сдано десять тысяч пудов подсолнуха, более десяти тысяч пудов овощей, 6 с половиной тысяч пудов мяса. Собрано в районе 1.140.671 рубль деньгами в фонд приобретения танков и самолетов для Красной Армии.

В 1944 году колхозы успешно провели весенний сев, а к концу года колхозное хозяйство заметно окрепло: имелось 3817 голов крупного рогатого скота на фермах. Мелкого рогатого скота насчитывалось до 2400 голов, свиней – 560, птицы – более девяти тысяч штук.

Ряд промышленных предприятий, ж. д. транспорт перевыполнили производственные планы 1944 года. Особенно успешно работали коллективы железнодорожного депо и дистанции пути, механического завода и канатной фабрики.

Коллектив механического завода выполнил годовой план на 116 процентов, выпустив готовой продукции на сумму в 816.900 рублей (план равнялся около 700.200 рублей) и дав государству чистой прибыли около 120 тысяч рублей.

Усталые люди спешили ежедневно после работы к репродукторам и слушали Левитана, который торжественным голосом сообщал сводки Совинформбюро о новых выдающихся победах Советской Армии.

Под ее натиском 1944 год был превращен в год решающих побед советских вооруженных сил над вооруженными силами Гитлера и его сателлитов. Война была перенесена в фашистское логово.

В 12 часов 45 минут 27 апреля 1945 послышались позывные Москвы.

Затаив дыхание, люди придвинулись к репродукторам.

Вот замерли серебряные перезвоны, и голос диктора возвестил всему миру приказ № 346 о том, что войска Первого Украинского Фронта и союзные нам англо-американские войска ударом с запада и с востока рассекли фронт немецких войск, и 25 апреля в 13 часов 30 минут соединились в центре Германии, в районе Торгау на Эльбе…

Победа жарко дышала в лицо каждому советскому гражданину, шумела крыльями над всем миром. 30 апреля войска Первого Белорусского Фронта прорвались в Берлинский парк Тиргартен. На углу этого парка у реки Шпрее, расположен немецкий рейхстаг, над которым советские войска водрузили Кранное Знамя Победы.

Второго мая капитулировал Берлин. В два часа десять минут утра 9 мая 1945 года люди были пробуждены чрезвычайным сообщением: 8 мая германские вооруженные силы подписали акт о безоговорочной капитуляции…

«Совнарком СССР, – чеканил диктор Левитан, – постановил считать 9-е мая Днем Победы… Всем советским государственным учреждениям в день всенародного торжества… поднять на своих зданиях Государственный флаг СССР».

Светом электричества были залиты городские улицы. Торжествовал, пел народ, радуясь наступившему миру в Европе.

9 августа 1945 года Красная Армия начала свой удар по империалистической Японии, а уже 2 сентября 1945 года в Токио представителями Японии был подписан акт о безоговорочной капитуляции японских вооруженных сил.

«Это значит, что наступил КОНЕЦ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…»

* * *

Перед изложением заключительных глав о послевоенном развитии города Старого Оскола с районом и их перспективе считаем полезным и нужным познакомить читателей с историей культуры и здравоохранения в Поосколье. Об этом рассказываем в следующей главе.

Отзывы к главе №32

Отзывов пока нет. Вы могли бы быть первым, кто выскажет своё мнение об этой книге!

Добавить отзыв

Ваш адрес электронной почты (не публикуется)
Текст отзыва
После отправки отзыва на указанный адрес электронной почты придёт письмо с ссылкой, перейдя по которой, Вы опубликуете Ваш отзыв на это произведение.

Заплатить автору

Использовать robokassa.ru для перевода денежных средств. Здесь вы найдёте множество способов оплаты, в том числе и через мобильный телефон.

Сумма руб.


Переводы Яндекс.Денег


Вы также можете помочь автору, рассказав своим друзьям и знакомым о его книге!

Также Вы можете помочь нашему свободному издательству, рассказав о нас писателям, и Вы можете помочь знакомым писателям, рассказав им о нас!

Заренее спасибо!

 

 

Сохранить произведение на диск

Скачать эту главу в виде текстового файла Cкачать эту главу в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде текстового файла на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде текстового файла (txt в кодировке Windows-1251) *

Скачать эту книгу в виде файла fb2 на диск компьютера Cкачать эту книгу бесплатно в виде fb2 файла (формат подходит для большинства "читалок" электронных книг) *

Лицензия Creative Commons Произведение «ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.)» созданное автором по имени Евгений Белых, публикуется на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений) 3.0 Непортированная.

Основано на произведении с http://tiksim.ru/belyhen/book1371217220 .

Текст публикуется в том виде, в котором его предоставил автор. Точка зрения Издательства может не совпадать с точкой зрения автора!

Свидетельство о публикации №2671

© Copyrignt: Евгений Белых (belyhen), 2020

Поделиться ссылкой на это произведение

Если у Вас есть блог или сайт, Вы можете разместить на нём этот баннер, чтобы привлечь больше читателей, которые как и Вы могут заплатить за публикацию книги. И книга будет опубликована быстрее!

Идёт сбор средств на публикацию книги 'ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории города Старого Оскола. Вариант 1960 г.)' от автора Евгений Белых в общий доступ. Вы можете помочь, переведя автору деньги!

HTML код для сайта или блога

BB код для вставки в форум

* - Вы можете скачать книгу бесплатно, за исключением тех глав, которые находятся на стадии сбора средств. Они будут убраны из текста книги.

Яндекс.Метрика